«Война роз»


В статье ниже мы посмотрим на розенкрейцерство с непривычного ракурса. Мы будем говорить не о пути Креста и Розы, а о том, насколько сильны могут быть амбиции тех, кто пытается его узурпировать, и насколько искажаются порой чистые и возвышенные учения в головах людей, стремящихся лишь к выгоде и почестям. Однако мы увидим также, насколько глубоко понимание розенкрейцерства тех, кто полностью сосредотачивается на своих духовных целях и задачах, держась подальше от «конкуренции» с кем-либо.

Основой публикаций будет статья Джона Майкла Грира, посвященная противостоянию розенкрейцерских орденов в конце 19 — первой трети 20 века — так называемой «Войне Роз». Мы предложим ее конспективный перевод с некоторыми комментариями и дополнениями.

Напомним, что последний на текущий день расцвет розенкрейцерства пришелся именно на начало прошлого века. В это время было основано множество розенкрейцерских организаций, как мощных и крупных (существующих до сих пор), так и малочисленных, проживших не больше десятилетия. Так или иначе, все современные розенкрейцерские группы корнями восходят именно к тому времени — к деятельности Клаймера, Пламмера, Генделя, Уэйта, Крумм-Хеллера, Штайнера, Мазерса, Льюиса, Папюса, Кейса и т.д.

Современный исследователь розенкрейцерства Сэм Робинсон, говоря обо всех этих титанах, однажды сказал: вы называете их основателями, а я называю их разрушителями, ведь именно они разделили розенкрейцерство на множество ветвей. Однако, если всмотреться в историю еще глубже, по-настоящему главное разделение произошло намного раньше, прямо в 1614 году, когда заинтересовавшиеся вестью розенкрейцеров поделились строго на два лагеря: стремящихся к духовному возрождению путем, описанным в ранних текстах, с одной стороны; и жаждущих тем или иным образом превратить розенкрейцерство в способ достижения своих мирских целей, с другой. В это же время начало обозначаться четкое разделение между внутренней и внешней (или, так сказать, теневой) стороной розекрейцерства, то есть между людьми, рассматривающими его как уровень сознания и жизни, и тех, кто искренне полагает, что розенкрейцером можно стать благодаря членству где-либо, хартиям с печатями и регулярным членским взносам.

Увы, эти пошедшие еще с 17 века трещины слишком крупны, поэтому надежды на полное и окончательное единство ни в розенкрейцерстве, ни в оккультизме в целом несостоятельны: стремлению к простоте, свободе и открытости всегда будет противостоять помпезная церемониальность и ритуальная муштра; христианскому смирению и скромности — пафосные титулы лестницы градусов и степеней; нравственному совершенствованию — сексуальная магия; полному вверению своей воли Творцу — теургические практики и т.д.

Ко всему этому часто добавляется личный фактор и желание многих лидеров добиться исключительного права на связь с розенкрейцерами 17 века, получить «копирайт на розенкрейцерство». В 20 веке, в условиях создания десятков розенкрейцерских орденов, вопрос «духовного наследства» не мог не обостриться, и даже главным образом он, а не столько разногласия в самих учениях, стал причиной Войны Роз.

Изучая этот период, вы не только познакомитесь с различными орденами и школами, но и, скорее всего, поймете, что они представляли из себя на самом деле, поскольку в реакции на «внешние раздражители» хорошо проявляется уровень духовной реализации. Вы также удивитесь разнообразию людей, которые называли себя розенкрейцерами, и размеру пропастей, лежащих между ними. В конце концов, вы сможете выбрать и сами почувствовать, кто лучше представляет розенкрейцерство для вас: облаченный во впечатляющие магические костюмы Мазерс, играющий в шахматы с привидениями; «верховный гроссмейстер западного мира» Рэндольф, всерьез пытавшийся свести розенкрейцерство к сексуальным практикам; Уэйт, сочетавший магию, христианство и масонство под щедрой приправой научного академизма; Седир или Гартман, призывавшие внимательно изучить изначальное розенкрейцерство и вернуться к его глубинам, рассмотрев Орден не как очередную земную структуру, но как «духовный Союз, гармонию божественных и духовных, но, тем не менее, индивидуальных сил»; Гендель, стремившийся сделать весть Ордена доступной всему человечеству и ставший самой яркой фигурой розенкрейцерства 20 века, при этом, как будто в качестве иронии над пышными титулами всех прочих, ни разу не назвавший себя розенкрейцером вообще или, может быть, его последователи братья Леене, собравшие вокруг себя множество людей, вдоволь насмотревшихся к тому времени на ритуальный оккультизм и небезосновательно посчитавших его духовным тупиком? Какое оно должно быть — розенкрейцерство? Светлое, простое, как сама Истина, и открытое всем искренним искателям, как говорил, например, Штайнер в своих лекциях, или вычурное и претенциозное, как крест «Золотой Зари»?

Разумеется, в «Войне роз» приняли непосредственное участие не все ордены, но вопрос о том, что есть розенкрейцерство и что представляет собой предлагаемый им путь, так или иначе требовал четкого ответа от всех. Как вы понимаете, он и сейчас не потерял своей актуальности.

Не думайте, дорогие друзья, что Война Роз в наши дни закончилась, потому что все стороны договорились. Причина тишины очень проста — в современном розенкрейцерстве почти нет лидеров прежнего калибра. Все упомянутые выше персоналии, как бы ни оценивалась их деятельность, были очень яркими и видными фигурами на оккультной сцене. Их голоса замолкли, а новые пока не слышны, и потому нет прежней активности и новых групп с мировым именем тоже не возникает. Следующий рассвет розенкрейцерства еще лишь готовится пролить свои лучи над нашим темным миром, но мы можем использовать оставшееся до него время, чтобы хорошо выучить уроки прошлого.

Когда этот рассвет наступит, на фоне новых вестников Ордена, призывающих к внутренней индивидуальной духовной революции и «всеобщей реформации всего пространного мира», вновь появятся, как мухоморы после дождя, те, кто начнет старую песенку про «единственных настоящих розенкрейцеров» и «подлинных глав Ордена» (в своем лице, конечно же) и обрушится с критикой на всех несогласных — вы можете не сомневаться в этом, как и в истинности слов Рериха, что последняя война в мире будет войной за истину.

Итак, Грир называет «золотым веком американского оккультизма» период с 1890 по 1929 г. C наступлением этого золотого века появилось множество людей, которые не были удовлетворены теософией. По мере расширения Теософского общества Блаватская и ее преемники совершили, с его точки зрения, ту же ошибку, которую совершил Билл Гейтс в другой области. Вместо того чтобы конкурировать со своими соперниками, предоставляя лучшие «товары и услуги», она пыталась навязать монополию на отрасль и заставить потребителей принимать всё предложенное, потому что не было альтернативы. Но это никогда не работает долго. По той же причине, по которой вы, вероятно, больше не используете Internet Explorer, очень многие американцы, интересующиеся оккультизмом, оставили теософию, как только более привлекательная альтернатива появилась.

Другим фактором, который помог создать множество новых оккультных школ на заре золотого века, была революция в области транспорта: в третьей четверти девятнадцатого века были проложены железные дороги по всему североамериканскому континенту. Это, в свою очередь, привело к росту индустрии заочных курсов.

Если заглянуть на последние страницы любого журнала, выпущенного между 1890 годом и появлением телевидения, можно найти множество объявлений о заочных курсах по любому интересующему предмету. Также и любой предприимчивый оккультист мог получить аудиторию по всей стране благодаря рекламе, чем многие и воспользовались.

Бесчисленные тысячи начинающих оккультистов отправляли свои конверты с обратным адресом и долларовые купюры, подавали заявки на членство и посещали затем еженедельные или ежемесячные уроки.


Начнем с определения соперничающих сил. Самым старым в списке участников, в углу № 1, является Fraternitas Rosae Crucis (лат. “Братство Розового Креста”) или FRC, основанное Паскалем Беверли Рэндольфом в 1858 году. Однако строптивый характер создателя не позволил ордену стать чем-то большим, чем разрозненной сетью учеников, до того времени, когда после смерти Рэндольфа в 1875 году его ученик Фримен Б. Дауд реорганизовал его, став вторым верховным гроссмейстером. В 1907 году его сменил Эдвард Браун, а в 1922 году мантия перешла к врачу-остеопату по имени Рубен Суинберн Клаймер, который вступил в орден в 1897 году и помогал управлять им с 1905 года. Клаймер оставался в руководстве до своей смерти в 1966 году. Когда Клаймер встал во главе ордена, штаб-квартира переехала в его родной город Квакертаун, штат Пенсильвания, где находится и по сей день.

Клаймер был американским оккультистом классического типа, так же глубоко погруженным в альтернативную медицину и диетологию, как в духовную практику. Противник вакцинации и химической медицины, он выступал за лечение травами и утверждал, что красное мясо токсично, но рыба, молочные продукты и яйца полезны. В конце своей оккультной работы он посвящал большую часть жизни синтезу и развитию учений Рэндольфа, разработке ряда орденов и церквей для воплощения различных аспектов учения, а также написанию двух длительных заочных курсов, которые доступны и сегодня. Клаймер верил, что как глава FRC он является законным главой традиции розенкрейцеров в Америке, и он был не из тех людей, которые могли держать себя в руках в случае оспаривания его исключительных прав.

В углу № 2 находится Общество Розенкрейцеров в Америке (Societas Rosicruciana in America, SRIA). Его история такова. Сильвестр Кларк Гулд, американский масон и оккультист в Манчестере (Нью-Гэмпшир), был членом Герметического братства Луксора в период его краткого расцвета, а также принадлежал к недолговечному американскому отделению Общества розенкрейцеров в Англии (Societas Rosicruciana in Anglia), главного масонского ордена розенкрейцеров. (Другое американское отделение было основано позже и существует до сих пор). Когда Герметическое братство Луксора рухнуло, Гулд установил контакт с орденом розенкрейцеров в Венгрии, получил необходимые посвящения, чтобы основать собственную организацию розенкрейцеров, выпускал периодическое издание под названием «Братство розенкрейцеров» («The Rosicrucian Brotherhood») и передал посвящения нескольким другим масонам с оккультными интересами. Однако, прежде чем его предполагаемая организация смогла начать свою работу, Гулд умер.

Джордж Уинслоу Пламмер, получивший посвящение от Гулда, продолжил этот проект и основал SRIA в 1909 году. С тех пор и до своей смерти в 1944 году он был одним из лидеров оккультной сцены в Нью-Йорке, лектором и автором книг о розенкрейцерстве. В Нью-Йорском колледже SRIA преподавалась астрология, техники медитации и мистическое христианство, в то время как заочный курс SRIA распространял оккультную философию учащимся по всей стране. Ряд других колледжей возник в других городах Соединенных Штатов. Кроме того, Пламмер получил рукоположение в сан священника, а затем стал епископом одной из независимых христианских церквей.

Розенкрейцерское учение Пламмера имело много общего с учением следующего ордена в списке, в углу № 3 — Братством розенкрейцеров, которое также было основано в 1909 году. Его основателем был датский оккультист Карл фон Грассхоф, переехавший в Соединенные Штаты в 1903 году и позже сменивший имя на Макс Гендель. Гендель учился у калифорнийского теософа Кэтрин Тингли и знаменитого австрийского оккультиста Рудольфа Штайнера. Он намеревался преподавать западную оккультную духовность, доступную широкой публике. Организация Генделя первоначально была основана в Сиэтле, но затем обосновалась в Оушенсайд, штат Калифорния, где сегодня находится штаб-квартира и храм Братства розенкрейцеров.

Братство розенкрейцеров преподает мистическое христианство и астрологию, его членам рекомендуется вегетарианская диета и безбрачие* (указывая это, Грир неточен, поскольку Братство не запрещает брак. Гендель сам был трижды женат и являлся многодетным отцом — прим. SF), а также отказ от алкоголя, табака и наркотиков. Гендель написал приличную полку книг на оккультные и астрологические темы, но наибольшее значение имеет «Космоконцепция розенкрейцеров». Гендель умер в 1919 году, но его организация продолжала работать под руководством его вдовы Августы Фосс Гендель.

Организация Генделя оказала огромное влияние на мир оккультизма тремя косвенными способами. Первый — деятельность молодого канадца по имени Мэнли Палмер Холл, который приехал в Калифорнию в 1919 году и некоторое время пробыл с Августой и Максом Гендель. Холл стал бесспорно самым влиятельным оккультистом Америки середины двадцатого века, титанической фигурой, оказавшей огромное влияние на свое общество и эпоху, и если вы знаете его работы, вы легко можете увидеть темы, которые он извлек из учений Макса Генделя.

Второй путь влияния обеспечил вышеупомянутый Джордж Уинслоу Пламмер. Что необычно для оккультиста его времени, Пламмер не рассматривал себя как единственного настоящего главу розенкрейцеров; он считал Генделя и Штайнера авторитетными розенкрейцерами и цитировал их по именам и номерам страниц в своих собственных работах. Поскольку его организация SRIA не требовала вегетарианства и целибата, она привлекла очень много учащихся, которые интересовались оккультизмом розенкрейцеров, но не хотели принимать эти два ограничения. Эти ученики получали изрядное количество «секонд-хендного» учения Генделя, если не утруждались раздобыть копию «Космоконцепции розенкрейцеров» в качестве дополнительного чтения для своего обучения. (В случае сомнений, насколько огромен процент учения Макса Генделя в учении SRIA, можно полистать, например, эту книгу — прим. SF )

Третий косвенный путь был менее честным и гораздо более забавным. Речь идет о немецком теософе по имени Хьюго Воллрат. Он руководил Теософским издательством в Лейпциге, пока оно не было закрыто по приказу Гитлера. Классический оккультный чудак, он любил носить феску, потому что, по его словам, она удерживала его ауру. Как и многие другие оккультисты своего времени, он основал заочную школу; как и группы, которые мы уже обсуждали, ее название и символ были заимствованы у розенкрейцеров. Вместо того, чтобы утруждать себя придумыванием своих собственных учений, он перевел отрывки из произведений Макса Генделя и рассылал их как «Письма Мастера» под псевдонимом Вальтер Хайльманн. «Письма Мастера» распространились повсюду, и довольно много людей, которые позже заявили о другом происхождении учения, познакомились через них с розенкрейцерским оккультизмом.

И последний участник Войны Роз — AMORC — в углу №4. AMORC основан Харви Спенсером Льюисом, нью-йоркским коммерческим художником, длительное время интересовавшимся оккультизмом и парапсихологией. В последующие годы он настаивал на том, что получил хартию от ордена розенкрейцеров во Франции в 1909 году. С точки же зрения истории, которая реально может быть задокументирована, он подал заявление на членство в SRIA в 1914 году и оно было отклонено. В следующем году он связался со швейцарским оккультистом Теодором Ройссом, главой Ordo Templi Orientis (О.Т.О.) — другого ответвления Герметического братства Луксора — и получил от него хартию.

Льюис, возможно, не осознавал этого в то время, но он наткнулся на шершневое гнездо оккультной политики. Несколькими годами ранее Ройсс дал хартию английскому оккультисту Алистеру Кроули, однако обнаружилось, что Кроули рассматривал хартию как право руководить всем орденом в соответствии со своими собственными эксцентричными взглядами. Контакты Ройсса с Льюисом должны были помочь вернуть O.T.O. у Кроули и его канадского протеже Чарльза Стэнсфилда Джонса. Кроули вступил в контакт с Льюисом и сделал различные предложения, которые Льюис благоразумно отклонил. Ройсс, в свою очередь, присвоил Льюису множество титулов и званий, но его требования денег не прекращались. В конце концов, Льюису это надоело, и в 1925 году он основал свою собственную организацию — AMORC.

Как коммерческий художник, Льюис проделал большую работу в рекламной кампании. Он понимал маркетинг в такой степени, на которую могли претендовать немногие оккультисты того времени. Как только заочный курс AMORC начался, Льюис заполнил популярные журналы рекламой на всю страницу и выступал по радио. Это неизбежно привлекло к нему внимание Клаймера, который яростно ответил на заявления Льюиса.

И война началась.

Два недовольных члена AMORC, Джордж Смит и Альфред Сондерс, начали свои собственные кампании критики Льюиса и его организации, и Клаймер обеспечил как можно больше гласности их обвинениям. Льюис ответил публикацией книги “Audi Alterem Partem” (лат. «Услышь другую сторону» — у Льюиса было обыкновение использовать латынь для своих официальных заявлений), которая подразумевала ответ на обвинения Клаймера со стороны комиссии, призванной расследовать их (комиссия, конечно, сочла обвинения необоснованными). В книге Льюиса Клаймер также был назван фальшивым оккультистом, чья любовь к пышным титулам привела к бизнесу лже-розенкрейцерства.

Клаймер пришел в ярость. Ранее он опубликовал 1-й том «Братства розенкрейцеров в Америке», историю американского розенкрейцерства, в которой, разумеется, подчеркивал важность своего ордена. Второй том, все 959 страниц, был тотальным нападением на Льюиса и AMORC. Льюис ответил тем же, хотя и не так подробно: несколькими опубликованными колкостями в адрес Клаймера. Любопытно отметить, что оба они обвиняли друг друга в обучении сексуальной магии и оба попытались связать оппонента с Алистером Кроули, чьи выходки обеспечили многие скандальные страницы в его время и достаточный запас мрачных историй на последующие десятилетия.

В рамках своей контратаки Льюис намеревался придать своему ордену менее сомнительную связь с европейскими орденами розенкрейцеров. В 1934 году он и бельгийский оккультный пропагандист Жан Малинджер создали организацию под названием Federatio Universalis Dirigens Ordines Societatesque Initiationis (Всемирная федерация посвятительных орденов и обществ), милосердно сокращенным до FUDOSI. Не желая отставать, Клаймер основал Всемирную федерацию орденов, обществ и братств посвященных (FUDOFSI) и опубликовал еще одну книгу под названием «Книга розенкрейцеров», в которой он описал свои путешествия по миру и встречи с обществами розенкрейцеров, которые почитали его как единственного истинного представителя розенкрейцерства в Северной Америке.

Противостояние между Клаймером и Льюисом продолжалось до самой смерти последнего в 1939 году. Клаймер продолжал стрелять в AMORC и после того, как сын Льюиса Ральф возглавил организацию, но прежний огонь потух, кроме того, у FRC были другие угрозы, с которыми нужно было справляться: правительство начало подавлять альтернативную медицину после Второй мировой войны. Со своей стороны, AMORC под руководством Ральфа Льюиса и его преемников избрал более мудрую стратегию игнорирования своих критиков.

Интересно, что ни один из конкурирующих орденов не направил много словесных снарядов на два других ордена розенкрейцеров, которые мы упоминали. Льюисы безмятежно игнорировали всех, кроме Клаймера, в то время как Клаймер время от времени пренебрежительно отзывался о SRIA и Братстве Розенкрейцеров, но не преследовал их. Со своей стороны, Пламмер и Августа Гендель вели себя так, как будто весь спор был чьей-то другой проблемой, и поэтому так оно и было.

(Ранее, проясняя связь Братства с теософами, сам Макс Гендель говорил:
«Политикой Братства розенкрейцеров всегда было жить в мире с другими религиозными обществами, хорошо отзываться о них и об их лидерах при любых обстоятельствах, и мы никогда не оскорбим свой идеал братства нападками на кого-либо» — прим. SF)

Описанное соперничество, безусловно, имело свои положительные стороны. Два ордена построили парки на противоположных сторонах континента — Беверли-Холл в Квакертауне, штат Пенсильвания, и парк Розенкрейцеров в Сан-Хосе, Калифорния. В Калифорнии (Оушенсайд) построен и Храм Братства Розенкрейцеров Генделя. Четвертый конкурент, SRIA, так и не смог построить просторную штаб-квартиру и в настоящее время работает в частном доме в пригороде Флориды.

Все четыре ордена существуют в наши дни и предлагают заочные курсы для искателей. Нынешний курс AMORC был полностью переписан несколько раз со времен Харви Спенсера Льюиса, в то время как остальные три по-прежнему передают учения Клаймера, Пламмера и Генделя. FRC всё так же категорично выступает против вакцинации и за естественные методы лечения, а SRIA и Братство Розенкрейцеров продолжают обучать своим формам мистического христианства.
Все четыре ордена присутствуют в Интернете. Сайт FRC www.soul.org, SRIA www.sria.org, Братство розенкрейцеров в www.rosicrucianfellowship.org, и AMORC в www.amorc.org. Эпоха открытой враждебности ушла в прошлое, хотя FRC по-прежнему время от времени стреляет в AMORC в память о старых временах, а SRIA спокойно сохраняет заявление Харви Спенсера Льюиса 1914 года на своем сайте.

В статье Грира рассмотрены далеко не все розенкрейцерские группы, работавшие в 20 веке, и не все ордены, прямо или косвенно затронутые Войной Роз. Однако углубляться в эту тему нет смысла, и мы приглашаем вас к дальнейшему изучению розенкрейцерства, сохраняя в сердце идеалы братства и любви.