Мифы о розенкрейцерах.

Миф №1. Все современные розенкрейцеры — не «настоящие».

Часть розенкрейцерских групп и тех людей, которые причисляют себя к традиции, могут действительно не иметь никакого отношения к розенкрейцерству, но не потому, что их отделяют от первых манифестов четыре века, а потому что они совершенно не понимают смысл розенкрейцерства и делают из него нечто очень уродливое. Так происходит, поскольку эти люди спекулируют о розенкрейцерстве, используют это слово для придания себе солидности и статуса, но на самом деле они не связаны с традицией и не чувствуют ее, она для них абсолютно закрыта. Такие люди напоминают глухих, пытающихся играть на скрипке, механически повторяя действия за музыкантами и ссылаясь на «почетные дипломы» основанных ими же консерваторий. Но в действительности они не знают и никогда не узнают, что такое музыка, точно так многие «розенкрейцеры» прошлого и настоящего не знали и не узнают, что такое Братство.

Важно понять, что человека делает розенкрейцером его уровень внутреннего развития и отражение этого уровня в жизни, а также, и это главное, абсолютная преданность сердца традиции розенкрейцерства, живая связь с ней и силами, которые за ней стоят. Никого и никогда не сделают розенкрейцером листочки бумаги, называемые «хартиями посвящения», если человек не принадлежит этой традиции в силу своей природы, не предназначен для нее.

Как говорил Франц Гартман, истине не нужны сертификаты. Поэтому ни один подлинный розенкрейцер не будет озабочен тем, чтобы доказать кому-то свою «истинность», он занят намного более важными вещами, осуществление которых делает возможным не какой-либо документ, а связь с Братством, тонко-материальный контакт с ним. Именно эта связь делает человека розенкрейцером, в какое бы время и где бы он ни жил. И поскольку ее можно установить и в наши дни, конечно же, и сегодня «настоящие» розенкрейцеры существуют и выполняют свою работу.

Связь, о которой идет речь и которая устанавливается на астральном уровне, в миллионы раз сильнее и значимее, чем традиционные формы передачи преемственности. Некоторые ордены (не только розенкрейцерские) действительно пытаются вести свои «родословные» аж к 17 веку, а иногда еще дальше, чтобы доказать, что они-то — уж точно «настоящие». Даже если допустить (хотя с исторической точки зрения это безосновательно), что они правы — это не дало бы им абсолютно никакой привилегии, подобно тому, как дворянская кровь не гарантирует чести и нравственности человека.

Некоторые оккультисты 20 века особенно любили ссылаться на «цепочки передачи посвящений». Их логика такова: раз меня посвятил какой-то мастер, кого еще ранее посвятил другой, а его, в свою очередь, — некий всеми уважаемый Адепт, то я автоматически становлюсь с ним в один ряд и обладаю чем-то, чего нет вот у тех «профанов». Но никакие подобные «линии преемственности» не гарантия того, что перед вами достойный представитель традиции или просто в какой-то мере духовно развитый человек. Представьте, что король раздает сыновьям некие дары. Конечно, если эти сыновья были достойны, они распорядятся ими разумно. Но по многим сказкам мы знаем, что из трех сыновей как минимум один — обязательно идиот. В духовных традициях дела обстоят подобным же образом.

«Цепочки преемственности» действительно существуют, но на других уровнях бытия. Звенья этих цепочек — группы и отдельные люди, работающие с одними и теми же силами, под одним и тем же руководством свыше. Эти люди могут знать друг друга, а могут быть даже и не знакомы.

Отделить зерна от плевел поможет лишь дар внутреннего различения и духовная интуиция. Чтобы узнать, что перед вами нечто настоящее, вы должны обладать чем-то настоящим сами. Чтобы войти в контакт с силами Братства, в вас уже должно быть что-то, связывающее вас с ним, и это «что-то» — бескорыстный отклик сердца и узнавание им в розенкрейцерстве чего-то родного, близкого и соприродного.

Если при этом ваш поиск искренний, а сердце достаточно чисто, вам не дадут ошибиться или ваша ошибка будет быстро исправлена.

Миф 2. Розенкрейцером можно быть только в ордене / только в одиночку

В истории розенкрейцерства встречались оба этих мнения:

«Истинные розенкрейцеры не имеют формальной организации и удерживаются вместе только узами общего интереса к оккультным и эзотерическим исследованиям, а также общим принятием определенных фундаментальных принципов веры и знания» (Magus Incognito. The Secret Doctrine Of The Rosicrucians, 1918)

«Настоящие розенкрейцеры сознательно всегда сохранили себя свободными от внешних связей … Истинный розенкрейцер не знает ни системы обучения, ни программы; его учебник и наставник — его бодрствующее сердце» (K. O. Schmidt. Der Rosenkreuzer-Weg zur Selbstverwirklichung. Sei du selbst, 1976)

«Розенкрейцеры, говоря о своем обществе, имеют в виду нечто совершенно отличное от любой земной и внешней организации лиц, называющих себя по той или иной причине «розенкрейцерами»; они говорят о духовном Союзе, гармонии божественных и духовных, но, тем не менее, индивидуальных сил» (Франц Гартман. В пронаосе Храма Мудрости, 1890)

«Есть и такие люди, которые спрашивают: «Разве я не мог бы добиться освобождения без других, отдельно от других? Групповое единство и его последствия мне не нравятся, лучше я пойду в одиночку». Ответ: это исключено! Потому что жизнь с Духом и из Духа прежде всего объединяет. Кроме того, Вы должны понять, каким великолепным, радостным и счастливым праздником Любви является строительство силового поля, подготовленного новой совместной работой, основанной на Духе, — поля, в котором могут быть все спа­сены, в котором сильнейшие могут взять с собой слабейших» (Ян ван Рэйкенборг. Откровение Гнозиса в наши дни).

Поскольку розенкрейцерство не является и никогда не являлось сводом догматов, «правильного» ответа на вопрос, должен ли розенкрейцер работать в той или иной группе или в одиночку, на самом деле нет. В действительности это вообще не является принципиальным, потому что важна не форма работы, а ее содержание.

Уильям Аткинскон (скрывающийся за псевдонимом Magus Incognito) в своей книге использует удачное выражение rosicrucian body, тело розенкрейцерства, каждые отдельные представители которого — его клетки. Это «тело» существует в течение веков, и, в отличие от какого-либо физического тела, его клетки не умирают, но в определенный момент переходят на другой уровень существования. Иными словами, истинные розенкрейцеры прошлого, настоящего и будущего — клетки этого духовного тела, которое по сути и есть Незримое Братство.

Стать розенкрейцером — значит стать этой живой клеткой единого духовного организма. Поэтому в определенном смысле абсолютно верно, что розенкрейцеры не работают в одиночестве, поскольку связаны одним призванием, контактом с одной Силой, одними целями. Но эти цели могут быть достигнуты как самостоятельно, так и в каком-либо сообществе — это зависит от воли Бога и предрасположенностей конкретного человека.

Необходимо понимать, что и на индивидуальном пути, и в работе в ордене есть много «плюсов» и «минусов». Индивидуальный путь сложнее и, как правило, медленнее, но при должном стремлении может вывести на такие высоты, к которым в группе подняться бывает труднее. Этот вариант экономит ресурсы, которые не тратятся, например, на организационные вопросы, неизбежные в группах. Но редко кто приходит к нему сразу, не получив опыт и знания в том или ином сообществе.

Путь в группе чаще всего несколько облегчает задачу, но совершенных групп с полностью слаженной работой не бывает, а потому человек будет вынужден тратить время на решение вопросов взаимодействия с людьми, как и в любом коллективе. Кроме того, в группе действует своего рода «астральный коммунизм», когда энергии и плоды духовного труда наиболее сильных распределяются, чтобы подтянуть наиболее слабых. Иногда это хорошо, поскольку открывает возможность помощи ближнему, иногда — очень плохо, потому что не все пользуются этим разумно и вместо того, чтобы самим становиться на ноги, начинают паразитировать и разваливать работу всей группы.

Новое время неизбежно внесет в формы розенкрейцерской работы свои коррективы. Энергии Водолея — это энергии объединения и независимости одновременно. Научиться совмещать то и другое непросто, но это является необходимостью нашей действительности.

Миф 3. Розенкрейцерство — «тайное знание».

В розенкрейцерских текстах нередко можно встретить парадоксальные слова о том, что розенкрейцерская мудрость открыта и покрыта тайной одновременно. В Fama Fraternitatis прямо так и говорится, что братья Ордена «тайной и открытой философии достигли». Но как философия может быть тайной и открытой одновременно?

Большинство людей считает, что самый надёжный способ спрятать информацию — это рассказывать ее ограниченному количеству наиболее «достойных» лиц. Но в духовной сфере это так не работает. Истина не принадлежит кому-то, кто мог бы по своему решению ее сообщать или утаивать. Если вы в этом сомневаетесь, подумайте о том, что многие «секретные материалы» школ посвящений далекого прошлого (элевсинские мистерии, пифагорейцы, гностики, манихеи и пр.) опубликованы, более или менее полно, в книгах и исследованиях ученых. И вообще, в доступной всем желающим хорошей литературе стремящийся может найти оккультные истины, которых вполне достаточно, чтобы разделить свою жизнь на до и после прямо сегодня вечером. Но тысячи людей будут смотреть в эти тексты, если их им показать, как известное животное на новые ворота, и не смогут почерпнуть из них абсолютно ничего. Почему?

Истина скрывает себя и открывает себя сама в зависимости от того, кто осмеливается к ней подойти. Представьте себе, что вы смотрите в воду реки. Если у вас хорошее зрение, вы увидите самое дно со всеми ракушками и волнами на песке, если нет — перед вами окажутся просто размытые синие пятна. В случае с оккультной мудростью также необходимо натренировать «духовное зрение», которое научит вас видеть за строками глубинные смыслы. Даже открывая Библию, вы будете читать уже не биографию иудея, превращавшего воду в вино и ходившего по воде, но аллегорическое описание внутреннего пути, который может быть пройден лично вами.

Мудрость открывается тем больше, чем больше вы развиты интеллектуально и духовно. Поэтому в Confessio Fraternitatis говорится, что «наши секреты и тайны открыты и ведомы отнюдь не всем, хотя «Откровение» выпущено уже на пяти языках и доступно каждому». Итак, поймите, мудрость розенкрейцеров доступна и протянута каждому, но постичь ее способны единицы. Это не наша авторская точка зрения. Это прямой вывод из изначальных розенкрейцерских текстов.

Кристоф Безольд, член Тюбингенского круга розенкрейцеров, удивлялся, что вообще может быть непонятного в манифестах. Конечно, для него это так, потому что он был мистически развит, образован, начитан и, самое главное, призван свыше к розенкрейцерству. Но большинство людей — это толпа, которой не коснулось ни (само)образование, ни просвещение, ни внутренняя работа, а потому они, даже и имея какой-то духовный потенциал, об этом не догадываются. Разумеется, для них розенкрейцерская весть — тайна, причем пугающая. Но не потому, что кто-то хочет специально что-то от них сокрыть, а потому что они завязали свои духовные глаза тряпками, заткнули уши глиной и связали друг другу руки веревками.

Говорят, что чтобы что-то спрятать, надо просто оставить это на виду. В некотором смысле так обстоит дело и с розенкрейцерством. «…высокие тайны добровольно, без принуждения и безвозмездно предлагаем» (Fama Fraternitatis). И действительно, что тут непонятного?

На основании всего сказанного должно быть ясно, почему необходимо духовное просвещение, а не утаивание Света: довести до людей сведения о существовании пути к истине — прямая задача розенкрейцеров. «…сколь истово ни почитаем мы свои секреты и тайны, все же приемлем за должное довести до многих знания и сведения о них» (Confessio Fraternitatis).

В раннем розенкрейцерском тексте Consideratio brevis (опубликован вместе со вторым манифестом в 1615 г. под псевдонимом Филипп А. Габелла) автор обращается к читателю с таким размышлением: «Как же так, добрый читатель, что из почти всех людей, желающих учиться и обретать мудрость, только один из тысячи приобретает посредством такого изучения хотя бы малую долю знания и мудрости? Возможно, потому что они не ставят перед собой конкретную цель в своем обучении, когда они вступают на путь знания, чтобы сверяться, на правильном ли они пути? Ибо ничего не получится из их усердных попыток, если они в то же время не будут твердо держаться того пути, который они выбрали как правильный. … Так моряки, когда у них нет гавани, куда они могли бы добраться, без уверенности блуждают по огромному океану, не зная своего курса, в конце концов прибывают в неподходящую гавань или терпят крушение. Те, кто не выбрал подходящей цели, подобны этим морякам; они охотно садятся на мель или загоняют свой корабль на острые скалы». Неразумно, пишет автор далее, выходить в море без подготовки. Подобно этому обучаться мудрости и оккультным искусствам бессмысленно без предварительной подготовки самого себя, накопления сил для непростой борьбы за Знание и выбора цели, с которой ничто не сможет сбить.

Так и получается, что многие люди, обращающиеся к «тайным обществам» или оккультным наукам, порой смутно понимают, зачем они это делают на самом деле. Чаще всего им просто кажется, что так они смогут возвыситься над другими. Конечно же, с такой установкой никакой мудрости они не найдут. Тот, кто хочет постичь розенкрейцерство, должен выбрать единственную цель — посвящение своей жизни Духу. Если внутренний компас, сердце и разум будут настроены на нее, рано или поздно корабль жизни достигнет искомого, какие бы волны ему ни угрожали.

И тогда человек поймет, что для живой проснувшейся Души, соединенной с Духом, никакого «тайного знания» не существует.

Миф 4. Все розенкрейцеры — масоны, а значит розенкрейцером может быть только мужчина.

Разделим это заблуждение на две части.

В русскоязычных книгах, посвященных «тайным обществам», действительно стало принятым писать, что розенкрейцеры и масоны — это одно и то же. Мы специально посмотрели десяток самых популярных книг последних лет, и они не оправдали даже слабой надежды на то, что их авторы когда-нибудь перестанут пересказывать одно и то же недоразумение и хоть немного исследуют тему.

Например, В.Спаров, автор «Полной истории тайных обществ и сект мира» буквально так и пишет: «Рассматривать масонство и розенкрейцерство отдельно друг от друга не вполне правомерно, так как это две стороны одной медали. Ибо хотя и не все масоны — розенкрейцеры, зато уж все розенкрейцеры — масоны». К сожалению, это странное, ничем не обоснованное в книге мнение, как и типичная привычка многих других авторов «подселять» розенкрейцеров в главу к масонам, уделяя им там пару строк, обнажает очень поверхностное владение темой. Еще цитата (историк А.Р.Андреев): «Разновидностями масонства стали системы розенкрейцеров – роза и крест, как символы природы и духа, и система иллюминатов, «просветленных»». Даже имея хорошее чувство юмора, подобную писанину трудно читать без сожаления. По своему качеству и уровню она напоминает «бульварные» гороскопы из журнала, делящие страницу с телепрограммой. Апофеозом всего этого непрофессионализма в нашем личном рейтинге пока служит название главы «Павел I, масоны, мальтийские рыцари и прочие розенкрейцеры» (от автора книг о 100 лучших спортсменах, 100 советских символах и заодно путеводителя по Риму — А.Ю.Хорошевского).

Порой становится жалко деревья, из которых сделана бумага для некоторых подобных книг, ведь вместо того, чтобы просвещать, они усугубляют обскурантизм общества и направляют по ложному пути многих искренних и доверчивых искателей. Увы, именно эти «энциклопедии тайных знаний всех времен и всех народов», написанные по сложнейшим темам на скорую руку и зараженные самыми примитивными стереотипами, издаются огромными тиражами и всерьез служат для многих учебной литературой, поэтому приходится обращать внимание на их содержание.

Любое, как выражаются эти авторы, «тайное общество» или серьезное духовное направление требует месяцев (если не лет) изучения, прежде чем о нем можно будет выносить какие-то адекватные суждения. Когда о связи розенкрейцеров, масонов, иллюминатов и пр. пытается писать абсолютно далекий от темы человек, чаще всего проявляется распространенный в наши дни эффект Даннинга-Крюгера, когда автор мало того, что пишет чушь, так еще и не может это осознать в силу полного отсутствия знаний по данному предмету.

Внимательное и достаточно продолжительное знакомство с розенкрейцерским наследием для каждого разумного человека делает очевидным факт, что розенкрейцерство совсем не синонимично масонству. Да, начиная с 18 века точки пересечения масонства и розенкрейцерства (более позднего, не изначального) существуют, но разговор об этом занял бы часы и требовал бы постоянной конкретизации, о каких масонах и каких розенкрейцерах идет речь. Необходимо понимать, что и к масонству, и к розенкрейцерству относили и относят себя по сей день самые разные группы, организации, люди, у которых ничего общего кроме названия может и не быть. Говорить о «розенкрейцерах вообще» и «масонах вообще» бессмысленно. Это все равно что говорить о «христианах вообще», забывая, что за 2000 лет своей истории христианство разделено на множество внутренних направлений (и ведь еще остается вопрос, насколько они связаны с христианством изначальным).

Откуда берется миф, что «все розенкрейцеры — масоны»? Дело в том, что в некоторых градусах масонства в силу исторических причин используется заимствованный у розенкрейцеров символизм. Этим мы «обязаны» Злато-Розовому кресту (~1750), который не связан ни с ранним розенкрейцерством, ни с тюбингенским кругом, ни с духом ранних розенкрейцерских текстов (1614-1616). Но розенкрейцерские степени/градусы в масонстве — это не само розенкрейцерство, это название степеней и градусов — вот и всё. Человек не станет розенкрейцером в изначальном смысле этого слова просто потому, что его так называют.

Перейдем ко второй части утверждения («розенкрейцером может быть только мужчина»). Манифесты розенкрейцеров были обращены «ко всем и каждому». В ранней розенкрейцерской литературе нет ни одного свидетельства, которое дало хотя бы намек на то, что женщины не могут идти по пути Креста и Розы.

Назовем имена женщин, имеющих прямое отношение к розенкрейцерской традиции: Энн Дэвис (B.O.T.A.), Дион Форчун, Мари Руссак (написала некоторые ритуалы АМОРК для Х.С.Льюиса. Кстати, среди изданий АМОРК есть целая книга Элен Бернар о посвященных-женщинах — Great Women Initiates, or the Feminine Mystic), Эльза М. Гловер и Августа Фосс (TRF), Катароза де Петри (Lectorium Rosicrucianum), Сандра Табата Цицеро (традиция Золотой Зари). Из ранних розенкрейцеров самый яркий пример, конечно, принцесса Антония Вюртембергская, благодаря которой появился один из шедевров розенкрейцерского искусства — триптих принцессы Антонии (см. фото — центральная часть триптиха).

Нет ни единой причины, по которой женщина не может быть розенкрейцером. Многие организации уже 18 века понимали это и посвящали женщин, о чем, например, свидетельствует этот документ и эта клятва.

Миф 5. России чуждо розенкрейцерство

Как ни странно, эта точка зрения нередко встречается даже среди самих розенкрейцеров. Аргументы ее сторонников сводятся к тому, что в России нет исторического и социально-культурного фундамента для плодотворной розенкрейцерской работы.

Честно признаться, спорить с этим сложно. В книге А.В.Мезьер «В поисках правды и смысла жизни (очерк из истории русского масонства)», которую уместно вспомнить к этой теме, в главе «Грубость чувств и мыслей тогда была общей» описывается российская реальность 17-го и начала 18-го века: очень небольшое число образованных людей, низкий уровень нравов, отсутствие мягкости человеческих отношений и полное игнорирование достоинства человека. Из европейского мира в те времена заимствовались лишь внешние формы, но содержание было, прямо говоря, темным и диким. «Первые проблески иных чувств и иных мыслей» в России обозначились лишь в середине 18 века благодаря проникновению западных ценностей и идеалов. Вместе с ними в Россию впервые попали также и искорки розенкрейцерства, которым пока не было суждено здесь разгореться, но первый свой свет в России Крест и Роза тогда все же явили.

Об этом времени любой современный русский розенкрейцер будет говорить с гордостью и удовольствием, называя имена Н.И.Новикова, А.Ф.Лабзина, М.М.Хераскова, И.В.Лопухина, И.Г.Шварца, С.И.Гамалеи и др. Это не просто фигуры со страниц исторических книг — биографии этих людей действительно отвечают на вопрос, что значит быть розенкрейцером не на словах, а в жизни. Их устремления, надежды и самоотверженный труд были направлены не только на свой личный внутренний прогресс, хотя его уровень вызывает восхищение, но и на духовное просвещение России, а в то время это была крайне тяжелая, опасная и неблагодарная работа. Часть этой работы состояла в написании и переводе книг, ценность которых невозможно переоценить. Многие из этих трудов с тех пор никогда не переиздавались, но есть в свободном доступе в интернете. Читая их, вы получите столько духовной пользы, сколько из большинства современных «эзотерических» книг, заполнивших полки магазинов, не собрать и за жизнь.

Отрадно, что российское розенкрейцерство изначально не пошло по пути внешнего церемониала, хотя формально и выглядело как масонство (имевшее, впрочем, мало общего с современным) — оно было сосредоточено на внутренней работе, на «пути сердца». Таким образом, пока в самой Германии «Злато-Розовый крест» приводил розенкрейцерство в ужасающее состояние и фактически уничтожал его, часть импульсов розенкрейцерства изначального была передана именно в Россию, где был воспринят сам дух учения, его глубина и высший смысл.

Однако после этого короткого расцвета наступило длительное реакционное время. Уже в 19 веке русское масонство (и розенкрейцерство, с ним переплетенное) тяжело заболело, и болезнь, как всегда, началась изнутри. Во-первых, масонство постепенно становилось, по выражению Мезьер, «пустой формой без содержания». Во-вторых, наплодилось множество «масонов» и «розенкрейцеров», которые мечтали восстановить некие «старые порядки». Например, Е.А.Кушелев, великий мастер «Астреи», с одной стороны, испытывавший неприязнь к Новикову и его делу, и, с другой стороны, сильно опасавшийся идей либерализма, писал доносы государю на «новые системы масонства». Стоит ли удивляться, что деятельность подобных традиционалистов и реакционеров, противников идеалов гуманизма и свободы привела к тому, что в 1822 масонские ложи были полностью запрещены — за что боролись, на то и напоролись. Формальный запрет фактически просто констатировал смерть изначальных, чистых и благородных идей. Мезьер, описывая кончину русского «духовного» масонства, приводит строки поэта Якубовича:

Чтоб новому колосу жизни созреть,
Мы, старые зерна, должны умереть.

Новым колосом вполне можно считать период начала 20 века, который впоследствии был назван русским духовным ренессансом — это был последний солнечный луч перед долгими зловещими холодами. В те годы интерес к розенкрейцерству возник в кругах русской интеллигенции. Его несложно почувствовать, знакомясь с наследием символистов и отдельных философов, а также с историей немногочисленных, но заслуживающих внимания и уважения мистических обществ. Но и этот расцвет не был долгим. Дальнейшие известные всем события уничтожили не только появившиеся ростки духовной работы, но и почти всю русскую интеллигенцию, с которой были связаны надежды на развитие этих ростков. Так древо мистической работы России, и без того не слишком плодородное, лишилось множества веток.

Лишь в конце 20 века, когда «железный занавес» поднялся и общество немного пробудилось от материализма и грез о светлом коммунистическом будущем, до России, наконец, дошли уже заметно поутихшие волны от розенкрейцерской работы Европы и США середины века.

И казалось бы, рассказанное выше должно не опровергнуть рассматриваемый нами миф, но заставить признать: розенкрейцерская работа в России не была и никогда не будет возможна, она навсегда останется здесь на уровне скромной активности небольшого числа людей.

Однако, как известно, именно в суровом климате и не слишком питательной почве вырастают самые стойкие и выносливые растения, малочувствительные к внешним испытаниям. Подобно этому сильные, зрелые души не берут легких условий воплощения — для исполнения своих задач они приходят туда, где смогут стать настоящими воинами, рыцарями Света. Именно поэтому сейчас, когда мир находится в духовном вакууме и пока не понимает, как оформится духовный путь человечества в 21 веке, взгляды многих западных братьев и сестер падают именно на Россию.

Розенкрейцерство проявляется в мире периодами 100-120 лет. Последнее откровение Братства и расцвет розенкрейцерской работы относится к началу 20 века. Учитывая это, а также астрологические транзиты, есть все основания надеяться, что мы стоим на пороге нового откровения Братства в эпоху Водолея.

Многие читали, что Макс Гендель, величайший розенкрейцер 20 века, был в числе тех, кто связывал с будущим России светлые надежды и предсказывал в грядущую эпоху духовный рассвет именно этой страны. Его прогноз основан в том числе и на законах мунданной астрологии: астрологи сходятся в том, что Россия находится под управлением Водолея и его хозяина Урана. (Уран — планета, энергии которой очень противоречивы и в своем проявлении часто не поддаются логике, их действительно «умом не понять», именно поэтому по Урану невозможно прогнозировать точно, он наверняка проявит себя так, как астролог не ждал, хотя были просчитаны все варианты. Учитывая, прежде всего, эти свойства, именно Уран был выбран управителем всей страны, и, как показали транзитные наблюдения, выбран верно).

Поскольку в 2020-2025 мир окончательно входит в энергии Водолея, это время особенно важно, поскольку оно послужит индикатором, насколько Россия оправдывает прогнозы тех, кто верил в ее эволюцию. Становится понятно, что речь должна идти не просто о том, насколько чуждо или не чуждо России именно розенкрейцерство, а насколько Россия вообще справится с теми непростыми духовными задачами, которые начинает ставить перед ней новое время.

Те немногочисленные группы и отдельные работники, которые осуществляют здесь подлинно духовную деятельность (в том числе в традиции розенкрейцерства) — пусть пока ещё недостаточно масштабную, пусть и зачастую перессорившись друг с другом — уже вносят свой вклад в становление этого будущего. Будет ли достаточно их усилий? Оставаясь объективными, прогнозировать здесь что-либо невозможно: во-первых, мы все-таки имеем дело с энергиями Урана, и, во-вторых, слишком значим фактор свободы воли.

Как бы то ни было, в ближайшие годы духовная ответственность братьев и сестер в России действительно будет возрастать, но это, конечно же, должно не пугать, но, напротив, дарить вдохновение.