Клятва посвящения

Предисловие

Ниже мы предлагаем вам перевод подлинной клятвы розенкрейцера, приносимой при принятии в один из орденов (18 века). С подобными документами нужно и полезно знакомиться как с важной частью истории розенкрейцерства.

Но прежде мы приглашаем вас к размышлению. Задумывались ли вы, зачем вообще нужны клятвы при посвящении кандидатов в некое сообщество, и в целом, какова природа клятвы в эзотерической работе?

На самом деле сила клятвы достаточно велика. Если вы знакомы с любой, даже самой примитивной магией, то, скорее всего, знаете, что можете своими словами пообещать нечто некой силе взамен на что-то, и вас, вполне возможно, услышат. Например, вы обещаете еженедельно раздавать щедрую милостыню в течение года, если ваш родственник выздоровеет. Это может сработать, если у вас есть связь с каким-то более-менее сильным эгрегором (любым). Если вы получите «заказанное», но нарушите клятву, вам, что называется, «мало не покажется».

Не удивительно, что слово «клятва» в древности было синонимично слову «проклятье» («А не будут волю мою исполнять, то постигнет их моя родительская клятва» — Тургенев), а также означало отлучение от церкви. Обратите внимание на этимологию этого слова, которое в славянских языках сформировалось от корня kleti — «проклинать». Филологи знают, что первоначально слово имело значение «проклинать себя», позднее изменившееся на «клясться». Во многих европейских языках этимология схожая. Например, средневерхнемецкое swuor, от которого произошло современное Schwur, означало кощунство или проклятье.

Язык мудр: он подтверждает, что, в отличие от астральных сил, с силой Божественного Духа торговаться не получится и судит она не по словам, а по делам. Именно поэтому некоторые духовные сообщества даже далекого прошлого решительно отказывались от клятв. Ессеи, например, считали клятву хуже лжесвидетельства. «Они говорят, — пишет историк Иосиф Флавий, — что человек, которому нельзя верить на слово (без клятвы), уже осужден».

И действительно, клятва всегда предполагает элемент, с одной стороны, договора, а с другой — недоверия. Не случайно ведь, когда собеседник чувствует, что ему не верят, говорит: «клянусь, что это так!».

Нередко клятвы строятся на угрозах (например, в розенкрейцерской клятве, о которой мы будем говорить, вы прочитаете, что орден будет преследовать и осмеивать оступившегося, что, согласитесь, звучит дико для духовного сообщества). Это древняя, типичная ветхозаветная манера обращения с человеком, который недостаточно внутренне развит, чтобы обойтись без внешнего принуждения. Так, конечно, можно работать, но это далеко не самый высокий уровень духовной работы. В мире свободы, о которой говорит Новый завет, клятв нет, потому что в них попросту нет потребности. Подлинное розенкрейцерство — это не ветхозаветный, а христианский путь. Бог, к Которому мы стремимся, есть Любовь, а Любовь всегда предполагает доверие. «Любовь всему верит» и не будет «осмеивать и преследовать», не накажет даже за ошибку, потому что «Любовь долготерпит» и «всё переносит» (см.1Кор. гл. 13).

Вот почему Иисус говорил:
“Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы … А Я говорю вам: не клянитесь вовсе … Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого” (см. Мф.5: 33-37).

Если вы говорите ДА своему пути Креста и Розы и осуществляете на нем великое внутреннее алхимическое Преображение, вам не потребуется внешнего хлыста, чтобы вести себя праведно и благородно.

Вы никогда не предадите своего мастера или наставника, потому что испытываете к нему искреннюю благодарность и сердечную привязанность, а не потому, что вас лишат вашего градуса или степени.
Вы не скажете что-либо лишнее неподходящим людям не потому, что вам будет объявлен выговор, а потому что чувствуете, что и кому говорить — вы обладаете разумом и живым сердцем.
Вы не поступите как-то недостойно не потому, что вас выгонят из вашего общества, а потому что стремитесь к чистоте души и самому высокому благородству, которое помогает вам на пути к духовному рыцарству.
Вы, в конце концов, не причините боль своему брату словом или делом, не раните свою сестру не потому, что некая невидимая сила даст вам за это по шее, а потому что они небезразличны, более того, дороги вам.

Если всех этих качеств и стремлений у вас нет, то никакие клятвы вам не помогут и никакой связи с каким-либо орденом, а уж тем более с Духом, для вас не установят. Разве люди, выкладывающие в интернет доверенные им непубличные оккультные материалы, не приносили клятв? Разве те, кто объявлял войну своей духовной школе из-за конфликта с руководством, этого не делали?

Вспомните цитату из Евангелия выше. Если ваше слово НЕТ, если вы не даете питания своей душе и не позволяете ей возрождаться посредством внутренней работы, то ваши клятвы — очередная формальность и сотрясение воздуха. В них не больше смысла, чем в клятвах тех врачей, из-за халатности которых умирают люди, или чем в клятвах военных предателей, поклявшихся защищать родину.

Можете ли вы поклясться, что полюбите кого-то? Нет, это будет лицемерие. Любовь — не что-то такое, что можно пообещать, она должна родиться в сердце. Подобно этому и высшая, духовная любовь — источник всякой добродетели — рождается, когда сердце чисто и одухотворено. Если вы обладаете такой любовью или хотя бы стремитесь к ней, вам не требуются никакие клятвы. Поэтому мы убеждены, что в розенкрейцерстве будущего им нет места: Путь приемлет действительно только один из двух ответов — радикальное и бескомпромиссное ДА или честное НЕТ.

Елена Петровна Блаватская прекрасно понимала это. Поэтому в «Разоблаченной Изиде» мы читаем слова, которыми хотим закончить наши предварительные комментарии к клятве:

«Клятва никогда не будет связывающей до тех пор, пока каждый человек полностью не поймет, что человечество есть высочайшее проявление на земле незримого верховного божества, и каждый человек есть воплощение своего Бога, и пока чувство личной ответственности не разовьется в нем до такой степени, что он будет считать нарушение клятвы величайшим оскорблением как для себя, так и для человечества. Ныне никакая клятва не связывает, если она не дана человеком, который и так безо всякой клятвы держал бы свое простое честное слово… «

______________

Исторические сведения

Сигизмунд Бакстрем (ок. 1750-1805) — выдающаяся фигура в истории розенкрейцерства. Разносторонне талантливый человек, он был врачом, алхимиком, художником, переводчиком алхимических и розенкрейцерских текстов. Бакстрем был посвящен в Общество розенкрейцеров на острове Маврикий 12 сентября 1794 года графом де Шазалем, которому на тот момент было 96 лет.

У самого Бакстрема после возвращения в Лондон также были ученики, наиболее известен из них Александр Тиллок (создатель научного журнала Philosophical Magazine, который издается до сих пор с 1798 г.). Клятва посвящения Тиллока, приносимая при посвящении в орден, в точности идентична клятве самого Бакстрема. Это дает дополнительное указание на то, что существовала группа розенкрейцеров в Англии около 1800 года, известная как “Общество Бакстрема”. Эта группа считается предтечей Societas Rosicruciana in Anglia (SRIA) и других герметических и розенкрейцерских орденов 19-20 века. Например, «Философскую печать» — эмблему Общества Бакстрема, которая использовалась, по меньшей мере, с 1794 г. — мы случайно обнаружили в рукописях архивов КОРК (Каббалистический Орден Розы+Креста — Ordre kabbalistique de la Rose Croix, создан в 1888 г.).

Документ дает ценное представление о принципах, по которым работало Общество. Клятва состоит из четырнадцати обещаний или обязательств. Четвертый пункт, указывающий на равноправие полов в работе ордена, будет особенно интересен тем, кто до сих пор ставит знак равенства между розенкрейцерством и масонством.

«Философская печать» Общества Бакстрема

_____________

Текст клятвы

Во Имя יְהרָח אלהזִב, Истинного и единственного Бога, Проявленного в Троице.

Настоящим я обещаю самым искренним и торжественным образом неукоснительно соблюдать следующие пункты в течение всей моей природной жизни, насколько только доступно по моему знанию и возможностям; эти пункты я подтверждаю клятвой и моей собственной подписью, прилагаемой к этому письму.

Один из достойнейших членов августейшего, древнейшего и ученейшего Общества Искателей Божественной, Духовной и Природной Истины (Общество это более двух с половиной веков тому назад, то есть в 1490 году, отделилось от Вольных каменщиков, но вновь объединилось в едином духе между собою под наименованием Fratres Rosae Crucis, Братьев Розового Креста, то есть Братьев, верующих в Великое Искупление, совершенное Иисусом Христом на Розовом Кресте, запятнанном и отмеченном Его кровью ради искупления Духовных существ), счел меня достойным быть принятым в их августейшее Общество в качестве Члена-Ученика и Брата, и дабы приобщиться к их возвышенному знанию, настоящим я самым торжественным образом обязуюсь:

1. Что я всегда, насколько это в моих силах, буду вести себя, как подобает достойному члену Общества, с рассудительностью и благочестием, и постараюсь доказать свою благодарность Обществу за столь высокую благосклонность, которую я теперь получаю, в течение всей моей природной жизни.

2. Чтобы избежать осмеяния, оскорблений и преследований этого августейшего Общества, я никогда не буду предавать гласности, что я его член, и не буду раскрывать имя или личность таких членов, которых я знаю в настоящее время или могу узнать в будущем.

3. Я торжественно обещаю, что никогда в течение всей моей жизни не буду ни публично раскрывать тайные знания, которые я получаю в настоящее время или могу получить в будущем от Общества или от одного из его членов, ни даже в частном порядке, но буду хранить наши Тайны неприкосновенными.

4. Настоящим я обещаю, что перед тем, как покинуть эту жизнь, я наставлю в нашем тайном знании одного или, самое большее, двух людей, передам посвящение и приму такого человека (или людей) в качестве члена или ученика в наше Общество таким же образом, каким я был посвящен и принят; но только такого человека, которого я сочту действительно достойным и с порядочным, благонамеренным нравом, с безупречным поведением, рассудительной жизнью и жаждой знания. И так как в Духовном Мире нет различия полов, ни среди Благословенных Ангелов, ни среди разумных бессмертных Духов человеческого рода, и так как у нас были Семирамида, царица Египетская, Мириам-пророчица, Перенель, жена Фламеля (самая известная женщина-алхимик в истории — прим. SF), и, наконец, Леона Констанция, аббатиса Клермонская, которая действительно была принята в наше Общество в качестве практикующего члена и Мастера в 1736 году, — женщины, которые считаются обладателями Великой Работы, следовательно Sorores Roseæ Crucis и членами нашего общества в силу владения, а поскольку владение этим нашим Искусством — это ключ к самым сокровенным знаниям; и, более того, так как искупление было явлено человечеству посредством женщины (Пресвятой Богородицы), и поскольку спасение, которое бесконечно дороже, чем все наше Искусство, даровано как женщинам, как и мужчинам, наше Общество не исключает достойных женщин из посвящения, поскольку сам Бог не исключал женщин из всех блаженств грядущей жизни. Мы без колебаний примем достойную женщину в наше Общество в качестве члена-ученика (и даже в качестве практикующего члена или Мастера, если она действительно владеет нашей Работой и сама ее выполнила), при условии, что она, подобно Перенель, жене Фламеля, рассудительная, благочестивая, здравомыслящая, благоразумная и сдержанная, порядочного и безупречного поведения и жаждет знаний.

5. Настоящим я заявляю, что намерен, с позволения Божьего, начать нашу Великую Работу своими собственными руками, как только позволят обстоятельства, здоровье, возможность и время; во-первых, чтобы я мог творить добро в качестве верного распорядителя; во-вторых, чтобы я мог заслужить постоянное доверие, которое Общество оказало мне в качестве ученика.

6. Далее я самым торжественным образом обещаю, что (если я совершу Великую Работу) я не буду злоупотреблять вверенной мне великой силой, представляя себя как великого и возвышенного или стремясь появиться в мире публично, охотясь за тщетными благородными титулами и суетной славой, которая мимолетна и тщетна, но буду стремиться жить рассудительной и упорядоченной жизнью, как это делает каждый христианин, хотя и не обладает такими великими временными благословениями. Я посвящу значительную часть своего богатства и изобилия (которые могут бесконечно приумножаться частной благотворительностью) пожилым и глубоко страдающим людям, бедным детям и, прежде всего, тем, кто любит Бога и поступает праведно, и я буду избегать поощрения лени и профессии публичных нищих.

7. Я буду сообщать о каждом новом или полезном открытии, имеющем отношение к нашей работе, ближайшему члену нашего Общества и ничего не скрою от него, так как он, как достойный член Общества, не может злоупотребить этим и тем самым нанести мне вред; с другой стороны, я скрою эти тайные открытия от мира.

8. Кроме того, я торжественно обещаю (если я стану мастером и обладателем Великой Работы), что я не буду, с одной стороны, содействовать, помогать или поддерживать золотом или серебром никакое правительство, Короля или Властителя, каким бы ни было образом, кроме уплаты налогов; а также, с другой стороны, какой-либо народ или определенную группу людей, чтобы позволить им восстать против правительства; я оставлю общественные дела и вопросы правлению Бога, которое приведет к событиям, предсказанным в Откровении Святого Иоанна, которые быстро совершаются; я не буду вмешиваться в дела правительства.

9. Я не стану строить ни церквей, ни часовен, ни больниц, ни подобных общественных благотворительных учреждений, так как таких зданий и учреждений уже достаточно, если бы только они правильно использовались и управлялись. Я также не дам никакого жалования священнику или церковнику, чтобы сделать его еще более гордым и наглым, чем он уже есть. Если я помогу несчастному достойному священнику, я буду рассматривать его только в свете отдельной несчастной личности. Я не буду заниматься благотворительностью с целью сделать мое имя известным миру, но буду раздавать милостыню негласно и тайно.

10. Настоящим я обещаю, что никогда не буду неблагодарен по отношению к достойному другу и брату, который посвятил и принял меня, но буду уважать и помогать ему, насколько это в моих силах, так же, как он был обязан обещать это своему другу, который принял его.

11. Если я, путешествуя по морю или по суше, встречусь с неким человеком, который назовет себя Братом Розового Креста, я проверю его, сможет ли он дать мне надлежащее объяснение Вселенского Огня Природы и нашего магнита привлечения и увеличения его в виде соли, хорошо ли он знаком с нашей работой и знает ли он универсальный растворитель и его применение. Если я найду его способным дать удовлетворительные ответы, я признаю его членом и братом нашего Общества. Если я обнаружу, что он превосходит меня по знаниям и опыту, я буду почитать и уважать его как мастера выше меня.

12. Если Богу угодно будет позволить мне выполнить нашу Великую Работу собственными руками, я воздам хвалу и благодарность Богу в смиренной молитве и посвящу свое время совершению и продвижению всего благого, что находится в моей власти, а также поиску истинных и полезных знаний.

13. Настоящим я торжественно обещаю, что не буду поощрять бесчестие и невоздержанность, не стану оскорблять Бога назначением лекарства для человеческого тела или aurum potabile («питьевое золото» — универсальное алхимическое лекарство — прим. SF) пациенту или пациентам, инфицированным венерическим заболеванием.

14. Я обещаю, что я никогда не передам ферментированное металлическое лекарство для трансмутации никому из живущих, нет, ни единой крупицы, если только этот человек не является посвященным и принятым членом и братом Розового Креста.

Я охотно соглашаюсь хранить вышеприведенные пункты в том виде, в каком я их теперь получаю от достойного члена нашего Общества, как он сам их получил; подписываю своим именем и скрепляю своей печатью. Да поможет мне Бог. Аминь.

Перевод текста клятвы (с) Studium Fraternitatis по книге The Real History of the Rosicrucians, by Arthur Edward Waite (1887)

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s